Таможенный транзит: практика и перспективы, транзит между фирмами зачем он нужен.

Таможенный транзит: практика и перспективы

С самого начала отмечу: при подготовке Таможенного кодекса Таможенного союза мы исходили из того, что таможенный транзит — это одна из немногих процедур, которая начинается на территории одного государства и заканчивается на территории другого, поэтому необходимо было максимально унифицировать порядок помещения товаров под процедуру транзита. Все нормы, касающиеся таможенного транзита, изложены в гл. 32 ТК ТС, и есть еще два международных соглашения от 21 мая 2010 г. в развитие положений Кодекса (их можно посмотреть на сайте Комиссии Таможенного союза).

Первое Соглашение — "Об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза". Особенность заключается в том, что у нас единая таможенная территория, но три перевозчика: Белорусская железная дорога, ОАО РЖД и Казахстанская железная дорога. Соответственно, надо было прописать, как от одного перевозчика к другому переходит ответственность. Второе Соглашение — "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров".

Кроме того, есть еще два проекта соглашений, которые в ближайшее время будут подписаны — может быть, до конца года. Это соглашение об особенностях перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по процедуре МДП и соглашение об особенностях таможенного транзита в отношении товаров ТС, перемещаемых через территорию иностранного государства. В нашем случае это Калининградская область. Я на них останавливаться не буду, поскольку это еще проекты.

Что касается собственно таможенного транзита. Во-первых, это такая же процедура, как, например, процедура экспорта, соответственно, все положения, касающиеся декларирования товаров, применяются и при помещении товаров под процедуру таможенного транзита. В частности, возникли такие новые, в том числе и для таможенников, понятия, как "выпуск товаров в соответствии с процедурой транзита", "отказ в выпуске", "регистрация транзитной декларации", "отказ в регистрации транзитной декларации" и "отзыв транзитной декларации". Все эти действия фиксируются должностными лицами и их можно обжаловать. Причем каждое действие, допустим, отказ таможенного органа в регистрации транзитной декларации, оформляется в письменном виде и выдается декларанту. Появилось еще одно новое понятие — "декларант таможенной процедуры таможенного транзита" (раньше было — "лицо, получающее разрешение на внутренний таможенный транзит").

Кто может быть декларантом процедуры таможенного транзита? Перечень лиц, которые могут выступать декларантом, содержится в ст. 186 ТК ТС. В п. 3 указаны лица, которые могут быть декларантом таможенного транзита. Декларантами могут быть: 1) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; 2) экспедитор, если он является лицом государства — члена ТС; 3) несколько смешное положение: "а также лица, указанные в п. п. 1 и 2" (в этой статье всего 3 пункта). По сравнению с ТК РФ добавилось лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, а если такая сделка не заключалась, то лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров. Также физические лица могут быть декларантами таможенного транзита.

Подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные сведения, в том числе полномочия лица, выступающего декларантом. В отношении транзита Решением Комиссии ТС от 17 августа 2010 г. N 438 определен перечень документов, которые подтверждают полномочия лиц. Если декларирование осуществляет таможенный перевозчик — это копия свидетельства о включении в реестр таможенных перевозчиков, если уполномоченный экономический оператор (УЭО) — соответственно, копия свидетельства о включении в реестр УЭО, если экспедитор — копия договора транспортной экспедиции, если участник ВЭД — копия контракта. Мы долго думали, какие же документы будут подтверждать полномочия перевозчика как декларанта и остановились на том, что если перечисленные ранее документы не представлены, то декларантом выступает перевозчик, — то есть от противного. Потому что договор перевозки как таковой — это транспортный документ, и он в любом случае всегда представляется таможенному органу, иного документа перевозчик не может представить, чтобы подтвердить свои полномочия.

При выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой транзита таможенный орган определяет срок таможенного транзита и место доставки, тем самым на перевозчика и декларанта возлагается обязанность доставить товары в место доставки в установленный таможенным органом срок. Срок таможенного транзита определяется исходя из заявления перевозчика, маршрута перевозки, возможностей транспортного средства и с учетом режима труда и отдыха водителей. Предельный срок таможенного транзита не должен превышать срока, определяемого из расчета 2000 км в месяц.

Сразу хочу оговориться (пока это в приказе ФТС), есть рекомендация таможенного органа при перевозке автомобильным транспортом устанавливать срок таможенного транзита из расчета 450 км в сутки. Для чего предложена такая рекомендация, которая, как правило, обязательна для исполнения? Если брать простой маршрут в рамках ТС: перевозка Брест — Москва, здесь 1000 км, и закон дает нам право определить срок таможенного транзита 15 дней, но по факту это расстояние можно преодолеть за трое суток. Это вполне реальные сроки, и при транзите на такие расстояния мы стараемся устанавливать срок из расчета 450 км в сутки, потому что, как показывает опыт, например, в пункте пропуска в Бресте в течение 6 часов ни одна машина не отправилась в таможню назначения. Это значит, что резко возрастает возможность хищения товаров. Сейчас это наиболее распространенный вид нарушений. И второй момент — мы стараемся регулировать прибытие транспортных средств в место доставки равномерно, потому что, как правило, в понедельник в таможню прибывают все машины и декларанты подают декларацию, а в четверг-пятницу никого.

Местом доставки является зона таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения. Притом есть оговорка — из места прибытия, то есть из пункта пропуска, товары должны быть доставлены в место нахождения таможенного органа, туда, где находится непосредственно таможенный пост. Для железнодорожного транспорта местом доставки является зона таможенного контроля на станции назначения либо на подъездных путях. До вступления в силу ТК ТС местом доставки была исключительно станция назначения и возникали проблемы по перемещению на ближайшие склады временного хранения, которые находятся на подъездных путях. Теперь можно доставлять сразу на подъездные пути.

По мотивированному заявлению перевозчика место доставки можно изменить. Но изменение места доставки при изменении срока таможенного транзита происходит в два этапа. В промежуточном таможенном органе, где изменяется место доставки, оформляется завершение транзита, и до нового места доставки оформляется новая процедура транзита.

Теперь об условиях, которые должны быть соблюдены, чтобы поместить товары под процедуру транзита. Первое — товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС. Второе — в отношении товаров проведен пограничный и иные виды государственного контроля (с учетом того что ряд функций переданы таможенным органам, в том числе по транспортному, ветеринарному, санитарному и фитосанитарному контролю, то остался по сути пограничный контроль). Следующее условие — в отношении товаров представлены разрешительные документы, если их перемещение допускается при наличии таких документов. Четвертое — должна быть представлена транзитная декларация, пятое — приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Шестое — должна быть обеспечена идентификация товаров. И последнее — транспортные средства должны быть оборудованы надлежащим образом, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

Если останавливаться на условиях подробнее, то первое, о чем хотелось бы сказать, — транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут использоваться любые транспортные и коммерческие документы, содержащие сведения в соответствии со ст. 182 ТК ТС. Базовый документ для нас — это транспортная накладная, она содержит почти все сведения, которые есть в декларации, за исключением стоимости. Поэтому транспортные и коммерческие документы уже составляют транзитную декларацию, сведений в них для нас достаточно. В отличие от помещения товаров под иную процедуру, допустим, под процедуру для внутреннего потребления, есть упрощение — код товара указывается на уровне не менее первых шести знаков, то есть не надо детализировать до 10 знаков.

В качестве транзитной декларации можно подавать транспортные документы и счет-фактуру, этого будет для нас достаточно, но можно представлять транзитную декларацию по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза, она распечатывается на листах формата А4. Форма транзитной декларации отличается от декларации на товары, но просто потому, что в транзитной декларации указывается ряд сведений, которые не указываются в декларации на товары. В частности, перевозчик. Кроме того, есть графы, касающиеся осуществления грузовых операций в пути следования, то есть сведения о новых транспортных средствах, новых пломбах.

Правила заполнения транзитной декларации установлены Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. N 289. В настоящее время в это Решение КТС уже внесены изменения по порядку заполнения транзитной декларации (от 19 мая 2011 г. N 638) с учетом практики. Вместе с транзитной декларацией должна быть представлена ее электронная копия. Это требование обязательное.

Что еще хотелось бы сказать по электронной копии: как правило, участникам ВЭД приходится обращаться к таможенным представителям, чтобы они сделали электронную копию, подготовили пакет документов, поскольку у таможенных представителей есть свои программные продукты. С транзитной декларацией несколько иная ситуация. На портале ФТС России по предварительному информированию есть страница представления транзитной декларации. Туда можно зайти, заполнить все поля, касающиеся товаров, ввозимых на территорию ТС. После введения этой информацию участник ВЭД получает уникальный ПИН-код, который перевозчик должен сообщить в пункте пропуска. Эту предварительную информацию мы приравниваем к электронной копии транзитной декларации, соответственно, в пункте пропуска не надо идти к таможенному представителю.

Таможенное сопровождение

Одним из наиболее важных условий помещения товаров под процедуру транзита являются меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Есть три вида обеспечения: таможенное сопровождение, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов и установление маршрута (установление маршрута является дополнительной мерой и применяется вместе с первым или вторым видом). В соответствии с ТК ТС сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но и иными лицами в соответствии с законодательством.

Нам нравится практика работы белорусских коллег. В Белоруссии таможенное сопровождение поручено осуществлять "Белтамож-сервис" и подразделению охраны при МВД РБ. У них от момента назначения конвоя до прибытия конвойной машины проходит 3 ч. В то же время, чтобы организовать сопровождение силами должностных лиц таможенных органов, надо подготовить приказ по таможне о командировании, провести инструктаж, выдать табельное оружие — это не менее суток. В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указано, что Правительство РФ вправе определять такие организации и устанавливать условия, на которых они должны осуществлять сопровождение. Имеется в виду предупредить завышение стоимости услуг по сопровождению. Бизнес, конечно, заинтересован в сокращении случаев сопровождения, которое белорусские таможенные органы используют очень активно, так как это дополнительные доходы. Мы этот вопрос обсуждали на рабочей встрече трех таможенных служб и договорились проработать три критерия для неприменения таможенного сопровождения.

1) если держателем книжки МДП является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;

3) если держателем книжки МДП является лицо государства — члена ТС, то есть резидент, и при этом сумма подлежащих уплате таможенных платежей не превышает 100 тыс. евро. Но чтобы распространить это правило на резидентов, этот вопрос надо проработать с Национальной ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), потому что в случае утраты товаров в настоящее время ассоциация нам вернет только 60 тыс. евро, не больше. Если товаров было на 100 тыс. евро, 40 тыс. евро нам не с кого будет взыскать.

Но мы понимаем, что эту проблему надо как-то решать, поскольку, чтобы отправить все машины, которые приходят из Белоруссии под сопровождением, дальше, нужна вторая Смоленская таможня с таким же штатом. Причем если из Белоруссии конвои идут, как правило, по трассе Москва — Минск (700 км), то есть из одной точки в другую, то в Смоленске они расходятся по разным направлениям, в разные города, и соответственно, гораздо больше должностных лиц таможни надо задействовать.

На практике применяется одна мера обеспечения соблюдения таможенного транзита — обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Размер обеспечения уплаты определяется исходя из максимальной суммы таможенных пошлин, налогов, если бы товары подлежали выпуску для внутреннего потребления в одном из государств ТС. Обращаю внимание, что в настоящее время НДС в рамках Таможенного союза не унифицирован, соответственно, если будете рассчитывать размер обеспечения, учитывайте, что в РБ он максимальный — 20%. То есть сумма обеспечения, даже если товар ввозится в Россию, должна рассчитываться с учетом белорусского НДС.

Существует несколько видов обеспечения, но наиболее часто применяемый — внесение денежных средств на депозит на счет таможенного органа. С учетом того что после завершения транзита, как правило, идет выпуск товаров для внутреннего потребления, деньги, которые были внесены под транзит, можно перезачесть под таможенные платежи. Следующий способ обеспечения — банковская гарантия, есть еще поручительство и залог товаров либо имущества (в Казахстане существует еще пятый способ — страхование).

Хочу отметить, что есть особенность в отношении кода товара. Когда код определяется на уровне 6 знаков, надо исходить из того, что при расчете суммы обеспечения надо и сумму определять максимально по 6 знакам. Могут быть случаи, когда сумма обеспечения будет гораздо меньше, если указать в транзитной декларации код товара на уровне 10 знаков. Это выбор декларанта, но, честно говоря, я не рекомендовал бы указывать 10 знаков. До 2003 г. было обязательное требование указывать 10 знаков и случались парадоксальные ситуации: по факту заявления недостоверных сведений в пункте пропуска возбуждались дела об административном правонарушении по ст. 16.1 КоАП (это серьезная статья, предусматривающая наказание вплоть до конфискации товаров). Почему это происходило? Дело в том, что коды товаров с ЕС у нас сходятся только до 6 знаков, а дальше возможны расхождения, поэтому немецкие или французские партнеры вроде бы указывают правильный код, но для нас он недостоверный.

Что касается идентификации товаров, наиболее применяемый способ — наложение пломб на грузовые помещения транспортного средства. Если пломбы не могут быть наложены, используются иные способы идентификации, в частности маркировка, изъятие образцов и проб, фотографии с инспекционно-досмотрового комплекса, просто фотография и видеосъемка.

Но если таможенные органы накладывали пломбы на каждый контейнер или вагон, железная дорога была бы парализована, поэтому в законодательство ввели норму, что таможенные органы могут признавать таможенные пломбы иностранных таможенных служб, а также пломбы отправителя или перевозчика, что мы и делаем. Для наложения пломбы на грузовое помещение транспортного средства это транспортное средство должно быть допущено к перевозке под таможенными пломбами и печатями, есть Решение КТС, которое регулирует допущение транспортного средства к таким перевозкам и устанавливает форму свидетельства.

Товары и транспортные средства должны быть размещены в зоне таможенного контроля и в течение 1 ч перевозчик должен уведомить таможенный орган, что он разместил товары в ЗТК. Если перевозчик прибывает в ночное время либо в выходные и праздничные дни, то, соответственно — в течение 2 ч с момента начала работы таможенного органа. Таможенный орган обязан в течение 1 ч с момента уведомления зарегистрировать прибытие транспортного средства и выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии. Оно оформляется в двух экземплярах. Это своеобразный акт приема-передачи, там перечисляется, какие документы представляются перевозчиком и в скольких экземплярах, и две росписи — перевозчика и инспектора. В моей практике был случай, когда перевозчик говорил, что отдал инспектору книжку МДП (кстати, строгой отчетности), а инспектор утверждал, что не брал. Во избежание подобных ситуаций решили, что подтверждение о прибытии должно быть обязательно.

После того как зарегистрировано прибытие транспортного средства, осуществляются отдельные формы таможенного контроля, в том числе в рамках системы управления рисками. Если никаких нарушений не выявлено, таможенный орган обязан оформить завершение таможенного транзита в течение 24 ч с момента регистрации. Подтверждением того, что процедура таможенного транзита завершена, является проставление штампа "Товар поступил", которое заверяется личной номерной печатью, и перевозчику выдается бланк транспортного документа, экземпляр CMR, например, с отметками таможенного органа о завершении транзита.

Самая неприятная новация для перевозчиков и участников ВЭД при транзите — в течение 3 ч перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано завершить операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру либо с передачей на временное хранение. За это тоже предусмотрена административная ответственность. В настоящее время мы готовим поправки в ТК ТС и в части завершения таможенного транзита.

Мы несколько по-иному планируем прописать норму: в течение 3 ч заинтересованное лицо обязано поместить товары под определенную процедуру либо на временное хранение. Из этого пункта перевозчик снят, но добавлен еще один пункт: если заинтересованное лицо не поместил товары под определенную процедуру либо на временное хранение, то перевозчик обязан это сделать сам. То есть разбили эту операцию на два этапа, чтобы четко ответственность переходила от одного лица к другому. Пока белорусские и казахстанские коллеги не имели возражений по этой редакции.

И есть еще одна неприятная норма — положение, касающееся определения места доставки, по которому таможенный орган вправе определить место доставки вне зависимости от сведений, указанных в транспортных и перевозочных документах. Случаи, когда таможенный орган вправе это сделать, определены национальным законодательством. Сегодня таких случаев три:

2) в таможенном органе, где будет осуществляться декларирование товаров, произошло стихийное бедствие;

В последнем случае речь идет о реализации положений Концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе, чтобы иметь возможность направлять товары непосредственно на логистические терминалы, которые находятся рядом с границей.